Камни сентября - сапфир и лазурит

Снова пришла осень, прохладнее становится воздух, короче – дни, длиннее – ночи, и все выше и пронзительнее небо. Именно с осенним небом сравнивал русский писатель А.И.Куприн самоцвет сентября – сапфир. Холодность окраски синего и голубого ювелирного корунда, называемого сапфиром, дала повод приписывать этому самоцвету свойство охлаждать излишние страсти. Еще в Древней Греции и Риме сапфир считали священным символом Зевса (Юпитера),  застывшей каплей напитка бессмертия, испить который могли только боги. И с тех времен этот самоцвет считали камнем философского созерцания, спокойствия и хладнокровия, размышления и надежды, душевного покоя и доверия, камнем добродетели, охраняющим от излишеств, камнем внутреннего согласия. Особое значение приписывалось звездчатому сапфиру. С Верой, Надеждой и Любовью, тремя великими силами, связывали наши предки три пересекающиеся линии в самоцветах с эффектом астеризма или звездчатости. И долгое время на Руси называли сапфир «яхонтом лазоревым». Но довольно часто к таким яхонтам относили все другие синие камни, в том числе и лазурит – еще один камень сентября, также имеющий красивую синюю и голубую окраску.

Горная порода, на 40% состоящая из лазурита, называется ляпис-лазурью. Издавна на Руси из нее иконописцы изготавливали дорогую синюю краску – голубец. Этот камень цвета неба известен человечеству на протяжении семи тысяч лет. И, возможно, еще задолго до того, как люди стали использовать лазурит в амулетах, он получил применение в виде краски. Для получения ее камень жгли на кострах, растирали в тонкий порошок, затем промывали, чтобы отделить различные примеси, и смешивали с маслом или воском. Такая ультрамариновая краска ценилась очень высоко – самые ответственные части знаменитых картин эпохи Возрождения выполнялись в природном ультрамарине, не менявшем с течением времени своего цвета, самые замечательные украшения испанской Альгамбры были расписаны природной ляпис-лазурью. Кроме того, лазурит широко применялся для изготовления художественных изделий. Мягкость и хрупкость этого камня не позволяют применять его для особо изящных резных работ и ювелирного дела, ну а мастера бисероплетения могут очень широко использовать лазурит в своих работах, в виде кабошонов, подвесок, кулонов, бусин и т.д.

Должна признаться, что для меня лазурит – один из наиболее сложных самоцветов в подборе цветовой гаммы бисера к нему. Разумеется, классическое сочетание камня с «тремя китами» цвета - бисером в тон к самоцвету, а также с черным и белым уже не позволит сильно ошибиться в подборе цвета бисера. Благородно и благодарно будет выглядеть лазурит ярко-синих оттенков в сочетании с черным матовым бисером с небольшими добавлениями металлизированного бисера, как черных, так и стальных или серебристых цветов, а также «антрацитового», коричневого и зелено-синего «ириса». Нежно-голубые оттенки лазурита вполне будут сочетаться с белым, нежно-голубым, серым, серебряным бисером. На этой же пастельной ноте можно продолжить оформление камня и в бледно-розовых, зеленых, желтых оттенках, сочетая нежно-голубой или зеленоватый лазурит с такими же нежными оттенками цитрина, розового кварца, аметиста. Кстати, аметист, только уже более густых, насыщенных оттенков, станет интересным, хотя и несколько экстравагантным дополнением к ярко-синему лазуриту в сочетании с ярким же сиреневым, даже малиновым или розовым бисером. Столь же экстравагантное, и при этом изысканное сочетание лазурита байкальского, с заметным фиолетовым оттенком, и бисера или бусин цвета терракоты позволит вам создать совершенно «осеннее», буквально пахнущее опавшей листвой и тревожащее цветом сентябрьских закатов украшение.

Творческих Вам успехов!

Автор: Полянская А.

При написании статьи использовалась следующая литература:

"Все о драгоценных камнях" Дж. Стоун

"Камни и легенды" С.М.Николаев
"Драгоценные камни" А.М.Жуков