Об АВТОРЕ

 

Полянская Альбина Ивановна, мастер бисероплетения, г.Харьков. Занимаюсь бисероплетением с 1992 года.

 

 

 

Вехи творческого пути:

Выставки и конкурсы:

  • Экспозиция в Музее Бисера, Glandale AZ, USA;
  • Экспозиция в Художественной галерее Textures Gallary, Scottsdale, AZ,
  • Финалист конкурса "Bead International - 2007-2008", USA;
  • Победитель международных интернет-конкурсов "Beadsky Dreams-2005" и "Beadsky Rings-2007";
  • Участница городских ярмарок в г.Харьков и региональных выставок народного творчества в Украине "Барвиста Украина", "Слобожанский ярмарок", "Печенежское Поле";
  • Экспозиции в Областном центре народного творчества г.Харькова и в Художественном музее Слобожанщины г.Харькова;
  • Участница Международных ювелирных выставок "Ювелир Экспо Украина-2005" и "Ювелир Престиж-2007"
  • Участница выставок и член жюри конкурсов "Волшебный бисер - 2008-2012", "Рождественский подарок-2008", "Бисерная флористика-2009", "Пасхальный сувенир-2009", фестивалей "Fairy Beads - 2010-2011" от журнала "Модный" (г. Киев, Украина)
  • Участница международных выставок "Палитра души - 2009", "Фарбы душы - 2010-2011" (г. Минск, Беларусь);
  • Участница международных выставок "Волшебный ларец - 2010-2015", «Beads, Gem, Style-2011», «Зеркало души-2015» (г.Москва, Россия);
  • Член жюри международных интернет-конкурсов бисероплетения "Мода и цвет - 2010-2013"
  • Участница I-VI Международного Фестиваля "Магия бисера и камня" (г.Белгород, Россия)

Публикации:

  • Журнал "Модный" (г.Киев, Украина),
  • "Выставки и Презентации"(г.Днепропетровск, Украина)
  • "Welcome to Ukraine" (г.Киев, Украина),
  • "Вечерний Харьков" (г.Харьков, Украина).

 

Печатные издания:

  • книга "Изделия из бисера: 100 схем бисероплетения" г. Харьков, издательство "Фолио", 2008 г.;
  • переиздание "Изделия из бисера" г.Москва, издательство "АСТ", г.Харьков, издательство "Фолио", 2010 г.;
  • переиздание "Изделия из бисера. 100 схем бисероплетения", Серия «Мастер-класс», издательство "Фолио", 2011 г., г.Харьков, Украина;
  • книга "Волшебный ларец", Совместный проект НП «Вольные мастера», 2013 г., г.Москва, Россия;
  • книга "Объемные цветы из бисера ", Серия «Волшебный бисер», издательство "Книжный клуб "Клуб семейного досуга"", 2014 г., г.Харьков, Украина, г.Белгород, Россия;
  • книга "Тканые изделия из бисера ", Серия «Волшебный бисер», издательство "Книжный клуб "Клуб семейного досуга"", 2014 г., г.Харьков, Украина, г.Белгород, Россия;
  • книга "Плетем цветы из бисера ", Серия «Семейное рукоделие», издательство "Книжный клуб "Клуб семейного досуга"", 2014 г., г.Харьков, Украина, г.Белгород, Россия (переиздание «Объемные цветы из бисера»)

Колонка «Школа бисероплетения» в интернет-журнале «Carisma», авторские еженедельные выпуски. 2012-2016 гг.

 

Мне сейчас странно вспоминать о том времени, когда я не имела никакого понятия о бисероплетении.

А ведь было, было и такое время когда-то. Конечно, я знала тогда, что существует бисер – у мамы были бусы из нескольких низок крошечных стеклянных шариков разных цветов, но больше всего в них было бисеринок медово-янтарного цвета.

И годы я не обращала особого внимания на эти бусы, пока не перетерлась нитка в одной или двух низках, и они не рассыпались. Я собрала рассыпавшиеся бисеринки в коробочку и попыталась их отремонтировать, и… потерпела полный крах. Большая часть бисеринок не хотела пропускать через себя даже самую тонкую швейную иголку. Основательно помучившись над нанизыванием этой мелочи просто на нить, каждый раз заостряя ее перед продеванием без иголки в бисеринку, я решила все-таки вооружиться иглой. Я терпеливо обтачивала наждаком ушко самой тоненькой швейной иглы, чтобы иглу еще больше утончить, пока все же не сломалось ушко терзаемой мной иголки, не выдержав моих устремлений довести ее тонкость до совершенства. Дальнейшие попытки отремонтировать злосчастные бусы пришлось отложить до лучших времен.

В последующем я проявляла некоторый интерес к изготовлению украшений, но моя деятельность не простиралась далее того, чтобы нанизать несколько ниток бисера, привязав их к замочку, или переделать низку натуральных камней, перемежая их бисеринками по своему вкусу, или уж самый максимум – заплести нанизанные нити в косичку. О других способах плетения из бисера я не имела ни малейшего представления. Но бисероплетение, по-видимому, не хотело так просто отпускать меня, и, улучив момент, нанесло мне решающий и мгновенный удар.

Однажды весной я шла по центральной улице Харькова. А живу и работаю я в Харькове (Украина). Как вдруг я обратила внимание на необычное украшение на девушке, шедшей мне навстречу. Две ленты, на которых на белом фоне были изображены нежно-абрикосовые цветы, изящно выскальзывали из-под воротника белой простой блузки, и соединялись на груди в этакий медальончик, на котором опять же была изображена бутоньерка, а вниз от него спускалась бахрома. Я заметила, что и цветы, и фон были сделаны из бисера, не вышиты, не приклеены, а… Совершенно непонятно, как же это было сделано??? Стоит ли говорить о том, что я немедленно захотела иметь подобное украшение? Оригинальное, ведь я до сих пор не встречала ничего подобного, стильное, поскольку очень гармонично вписывалось в современный наряд, очень красивое и женственное, напоминавшее не то изящную вышивку, не то легкие кружева.

Пройдя еще немного по улице, я повернула в парк. На одной из его аллей по выходным располагалось нечто наподобие харьковского мини-Арбата: там сидели художники, продавали свои картины, рисовали портреты желающих или шаржи на них. Там можно было увидеть глиняные фигурки и посуду, сделанные с украинским колоритом, или подсвечники в восточном стиле, деревянные резные изделия и бесконечные шеренги расписных матрешек. В альтернативу пустым магазинам, это было едва ли уже не единственное место, где можно было еще купить подарок или просто интересную вещичку для дома. И вот там-то под рукописной табличкой «Работы мастера народного творчества такой-то» среди каких-то воротничков тоже из бисера, напомнивших мне авосечки, я сразу же увидела ЕГО, гордо разлившегося своими красочными лентами по прилавку и вальяжно спустившего свою бахрому с края. Я узнала, что зовут сие великолепие «гердан», что он ткется из бисера на станке, и цена его всего ничего - …!!! Через какое-то время, успокоив дыхание и сердцебиение, сбитые от услышанной непомерной цифры, да еще в твердой валюте, и обретя ясность мысли, я осознала, что купить ЕГО в ближайшие годы мне не удастся, а значит – придется делать самой.

Бешено заработавшая в нужном направлении мысль тут же вспомнила, что, кажется, среди периодической литературы, выписываемой в семье, мне встречалось что-то о бисере. Срочно пересмотрев всю недавно полученную периодику, я обнаружила-таки искомое – это оказался второй номер журнала «Сделай САМ» за 1992 год со статьей Э.Н.Литвинец «Забытое искусство». И поныне в моей библиотеке среди роскошных альбомов и богато иллюстрированных энциклопедий по бисеру, среди красочных глянцевых журналов со подробными схемами каждого украшения на почетном месте стоит этот раритет с изрядно потрепанной мягкой обложкой, с напечатанными на серой газетной бумаге схемами основных техник плетения цепочек, шнуров, ажуров и тканья. Тогда же по моей просьбе мужем был сделан, и по ходу дела слегка усовершенствован деревянный простейший станок, который также служит мне до сих пор верой и правдой.

Начисто отбросив кропотливое изучение всяких там цепочек и ажуров, я сразу же приступила к созиданию Украшения Моей Мечты – тканому гердану (или гайтану, как еще его называют). Техника тканья оказалась несложной, только требовала предельного внимания и сосредоточенности в выполнении сложного растительного орнамента. Так что украшение, несмотря на то, что явилось натуральным «первым блином», получилось отнюдь не комом. Это украшение и до сих пор живет у моей подруги. Как и второе, незамедлительно последовавшее за первым, живет у другой подруги. Этот гердан уже был посложнее, не просто прямыми лентами, а в форме уголка, и я не просто перенесла на него узор украинской вышивки, а переработала этот узор под расширяющиеся к медальону ленты.

С тех самых пор, в течение 17 уже лет, так и повелось у меня – изучить определенную технику, а далее, не подчиняясь готовым схемам, с вредностью и упорством изобретать что-то свое. Время от времени, конечно, изобретая велосипед, но зато неимоверно наслаждаясь процессом.

Очень часто на выставках, разглядывая мои работы, посетители восклицают: «Это сколько же терпения надо, чтобы сделать такое!» Я хитро улыбаюсь в воображаемые усы, и отвечаю: «Никакого! Это просто должен приносить удовольствие сам процесс!»

Неимоверное удовольствие и удовлетворение, ибо процесс это творческий, это путь к совершенствованию своего мастерства, и путь этот бесконечен, как бесконечно стремление к совершенству.

Прошли времена, когда удовольствие от творчества могло омрачаться недостатком материалов, инструментов, малым выбором бисера. Теперь в моем арсенале сотни оттенков и видов чешского и японского бисера, различные бусины, кабошоны, раковины, тонкие и крепкие нити, тончайшие специальные бисерные иглы. К слову, мамины бусы из моей юности, долежавшие до благоприятных времен, я отреставрировала за час, вооружившись, наконец, бисерной иглой и заново перенизав на крепчайшие синтетические нити.

Кроме того, теперь уже в моем арсенале десятки техник бисероплетения и авторских приемов - с годами, конечно, я освоила и цепочки, и ажурное плетение, и круглые шнуры, и мозаичное плетение, и монастырское, и оплетение кабошонов, и freeform, и вышивку бисером… И хотя станочное ткачество осталось одной из моей любимейшей техник, даже в тканых изделиях, как и практически во всех других, я люблю сочетать сразу несколько техник бисероплетения. Широкое применение различных техник и приемов соответственно расширяет возможности создания новых интересных дизайнов. А использование разнообразных сочетаний бисера с другими природными материалами дает поистине безграничные возможности для творческого полета и вдохновения. Но прежде всего – бисер! Завораживающий материал неимоверной красоты, икрящийся изнутри загадочностью и манящий связью с колдовством, чувствуемой подсознательно. Для меня это изысканное средство выразить себя, свое мироощущение. Каждое мое изделие – это сублимация в бисер переплетения мыслей, впечатлений, рассуждений, вызванных воспоминаниями о прочитанных книгах, стихах, встречах с друзьями, путешествиях в другие города, а иной раз, и просто пейзажем или погодой за окном. Идеи каких-то работ появляются спонтанно, едва ли не мгновенно, и в практически уже законченном виде, не требуя дальнейшего осмысления и корректировки, настолько сильны и ярки образы, вызвавшие идею этой работы. Остается только бросить все, и, не замечая ничего вокруг в течение нескольких часов или дней, воплотить эту идею в бисере. До других же работ приходится долго, месяцами, а то и годами, «созревать», накапливая в каких-то отдельных уголках души образы и ассоциации, рисуя эскиз за эскизом, разрабатывая и усложняя орнамент, осваивая какие-то новые техники бисероплетения или преобразовывая общеизвестные по-своему, а параллельно откладывая в какую-нибудь заветную коробочку именно для этой работы предназначенный бисер, камни, бусины, ракушки. Настанет день и час, и из этих разрозненных пока еще бусинок и мыслей возникнет, словно по мановению волшебной иглы, единый образ – изделие из бисера, зачастую несущее колоссальную смысловую и информативную нагрузку.

Бисероплетение настолько глубоко запало мне в душу, и настолько точно отвечает всей своей сутью моей потребности творить, что неудивительно, когда пришел такой момент, когда оно пожелало стать моим единственным занятием, моей работой, моей профессией. Еще с детства я увлекалась массой творческих занятий – рисовала, лепила, посещая кружок изостудии, а затем и художественную школу, клеила соломку, папье-маше, выжигала по дереву… Но вот именно бисероплетение теперь, наверное, уже навсегда стало не просто моим хобби, временным увлечением, а смыслом и центром моей творческой деятельности. Так вот пришел момент, когда я оставила свою работу и занялась бисером и только бисером. Выставки, конкурсы, публикации, и даже издание своей книги – все это пришло со временем, когда захотелось не только тихонечко творить, а показать людям, на что я способна, удивить и их этой неимоверной красотой, может быть, кого-то очаровать и околдовать и тоже притянуть в волшебный мир крошечных стеклянных шариков, и, наконец, поделиться накопившимися знаниями и умениями с людьми, тоже почувствовавшими влечение к этому рукотворному чуду – бисеру.

Тем не менее, и моя профессия не пожелала меня отпустить. А я по образованию инженер-электромеханик и инженер-программист, закончила в 1992 году Харьковский политехнический институт. И теперь моя профессия помогает мне в моей «недипломированной» работе – в инете уже 7 лет (хорошая цифра!) живет мой сайт, который я сама делаю и поддерживаю с помощью моего мужа, тоже программиста, который является первым зрителем и ценителем моих изделий.

И как в работе над сайтом мне приходится постоянно осваивать новые для себя области веб-дизайна, компьютерной графики и интернет-технологий, точно так же и в бисероплетении я постоянно учусь, изучая техники бисероплетения и приемы работы, накапливая опыт, оттачивая мастерство, откладывая в памяти образы и цветовые сочетания.

Оглядываясь на пройденный путь, оценивая достигнутое и созданное, я не жалею о том, что выбрала себе такую вот работу, которая у нас почему-то даже толком названия не имеет – бисероплет? Бисеровед? Бисерщица? И которая иногда требовала больше вложений в материалы и бисер, чем позволяла заработать средств. А вот глядя вперед, на то, что запланировано сделать, что еще предстоит изучить, я жалею только о том, что времени в сутках маловато, да руки человеку дадено две всего лишь. А еще я надеюсь… да нет, я просто уверена в том, что еще впереди и лучшие мои работы!

 

Автор: Альбина Полянская