Авторские украшения из бисера


"Ткачество - герданы, кулоны, браслеты, пояса"


Герданы, кулоны, браслеты, пояса (техника «Ткачество на станке, ручное ткачество»)

Ткачество — одна из основных техник бисероплетения. Ткачество может быть станочным и ручным — имитирующим станочное ткачество. В технике станочного ткачества (loomwork) получаются изделия и украшения, внешне напоминающие ткань. Это могут быть пояса, герданы (гайтаны), и даже целые картины и панно.

Мой путь в бисероплетении начинался именно со станочного ткачества, и до сих пор ткачество остается одной из моих любимых техник. Поначалу мои работы в технике станочного ткачества были классических форм, и мне очень нравилось использовать в своих тканых герданах орнаменты старинных вышивок. Со временем мне захотелось сочетать классическое станочное ткачество с другими техниками, как например, ажурное плетение, свободный стиль, вышивка по основе, объемное мозаичное плетение и т.д.

Гердан «Колокольчики» — мой второй опыт в бисероплетении. Первый гердан я выткала прямоугольной формы, по готовому орнаменту. А уже во второй работе захотелось изменить форму украшения и я сама создала для него и орнамент на основе узора для вышивки.

 

 

Гердан «Колокольчики».
Материалы: Бисер чешский, бисер харьковского производства.
Техники бисероплетения: Станочное ткачество, низание.

 



Гердан «Колокольчики».

Первые годы моего увлечения бисероплетением мне повезло — в Харькове производился стеклянный бисер, широкой цветовой гаммы и отлично калиброванный. Он очень хорошо подходил для станочного ткачества, наверное, еще и это способствовало моему увлечению этой техникой.

Понемногу стал появляться в продаже и чешский бисер, придававший особую эффектность работам, будучи добавленным к харьковскому бисеру.

Комплект «Чайная роза» (гердан и пояс выполнены) как раз в таком сочетании — чешский бисер для основного узора и харьковский бисер для фона.

 

Гердан и пояс «Чайная роза».
Материалы: Бисер чешский, бисер рубленый чешский, бисер харьковского производства.
Техники бисероплетения: Станочное ткачество, низание.




Гердан «Чайная роза»


Если прихоти случайной
И мечтам преграды нет, -
Розой бледной, розой чайной
Воплоти меня, поэт!
(М.Лохвицкая)



Что станет с розой, если весть
О ней дойдет до них случайная?...
И, не успевшая расцвесть,
Спешит увянуть роза чайная...
(И.Северянин)


Особенно красивые получаются герданы в этническом стиле, выполненные с использованием народных украинских орнаментов. При этом такие украшения замечательно сочетаются с современной одеждой — простыми рубашками или джемперами «гольф».

 

Гердан «Сорочинская ярмарка».
Материалы: Бисер чешский.
Техники бисероплетения: Станочное ткачество, низание.
В работе использован орнамент старинной украинской вышивки.



Гердан «Сорочинская ярмарка»


Що, боже ти мій, господе! чого нема на тій ярмарці! Колеса, скло,
дьоготь, тютюн, ремінь, цибуля, крамарі всякі... так що хоч би в
кишені було рублів і з тридцять, то й тоді б не закупив усиєї ярмарки


Гердан «Сорочинская ярмарка»

 

Из малороссийской комедии

Господи, боже мой, чего нет на той ярмарке! Колеса, стекло, деготь,
табак, ремень, лук, торговцы всякие... так что если бы в кармане было
хоть тридцать рублей, то и тогда не закупил бы всей ярмарки (укр.)

 

 

Гердан «Наталка-Полтавка».
Материалы: Бисер чешский.
Техники бисероплетения: Станочное ткачество, низание.
В работе использован орнамент старинной украинской вышивки.



Гердан «Наталка-Полтавка»



На возу сидела хорошенькая дочка с круглым личиком, с черными бровями, ровными дугами поднявшимися над светлыми карими глазами, с беспечно улыбавшимися розовыми губками, с повязанными на голове красными и синими лентами, которые, вместе с длинными косами и пучком полевых цветов, богатою короною покоились на ее очаровательной головке.
(Н.В.Гоголь «Сорочинская ярмарка»)

 

Гердан и браслет «Калина в инее».
Материалы: Бисер чешский, бисер рубленый чешский, бисер цилиндрический
харьковского производства.
Техники бисероплетения: Станочное ткачество, низание.

 




Комплект «Калина в инее»

Калина — дерево украинского рода. Когда-то в седой древности она связывалась с возникновением Вселенной, огненной троицы: Солнца, Месяца и Зари. Потому и название свое получила от древнего названия Солнца — Коло. А поскольку ягоды калины красные, то и стали они символом крови и бессмертного рода.




Комплект «Калина в инее»

 

Творческий подход к работе способствует увеличению арсенала используемых приемов. Даже в классических формах народных украшений приемлемо дополнение традиционных орнаментов авторскими приемами.

В ткачестве вполне возможно использовать не только круглый или рубленый бисер, но и стеклярус, который в герданах выглядит очень эффектно. А сочетание иных техник бисероплетения со станочным ткачеством позволяет имитировать приемы не бисерных рукоделий — прошивки по ткани, вязаные крючком каемки-пико и т.п..

Вот так и появился гердан «Рушничок с прошивкой».



Гердан «Рушничок с прошивкой».
Материалы: Бисер чешский, стеклярус чешский, чешские граненые бусины, деревянные бусины.
Техники бисероплетения: Станочное ткачество, низание.




Гердан «Рушничок с прошивкой»



В работе использован орнамент старинной украинской вышивки: на медальоне знак Солнца — восьмилепестковая розетка и ягоды калины — дерева рода.

Калина — дерево українського роду. Колись у сиву давнину вона пов`язувалася з народженням Всесвиту,вогненной трійці: Сонця, Місяца і Зорі. Тому і назву свою має від давньої назви Сонця — Коло. А оскільки ягоди калини червоні, то й стали вони символом крові та невмирущого роду.



Гердан «Рушничок с прошивкой»


Эти же приемы использовались мной и для создания небольшого, повседневного украшения — кулона «Рушничок с прошивкой»

 


Кулон «Рушничок с прошивкой»


Станочное ткачество применимо не только при создания украшений в народном стиле, но и для современных элегантных украшений. Те же орнаменты, что века назад применялись при вышивании, более лаконичная, современная форма украшения, нестандартный принцип соединения полотен и более строгая цветовая гамма — на этой основе выполнен комплект из колье в виде уголка и браслетов «Элегантный».


Комплект «Элегантный».
Материалы: Бисер чешский, стеклярус чешский, чешские граненые бусины.

Техники бисероплетения: Станочное ткачество, низание

 


Комплект «Элегантный»

 

Гердан «Серебряный»

 

Станочным ткачеством можно выполнять и другие современные формы украшений на основе ошейника (чокера) с подвесками — галстуки. Очень интересными получаются украшения, выполненные из миксов - смесей бисера различных видов и оттенков.

 

Галстук «Шаабель».
Материалы: Бисер чешский, бисер рубленый чешский, чешские граненые и цилиндрические бусины, чешские бусины в виде листочков.
Техники бисероплетения: Станочное ткачество, низание.




Галстук «Шаабель»

Знай одно: твой взгляд широк от жара,
Паруса надулись — добрый путь!
Знай одно: что завтра будешь старой,
Остальное, деточка, — забудь.

(М. Цветаева)

 

Галстук «Шаабель»

 

Галстук «Карменсита».
Материалы: Бисер чешский, бисер рубленый чешский, стеклярус чешский, чешские граненые бусины, чешские бусины в виде листочков.
Техники бисероплетения: Станочное ткачество, низание.




Галстук «Карменсита»


Станочным ткачеством выполняются изделия, которые при минимальном завершающем оформлении (бахрома, подвески) становятся законченными украшениями. Но не только полностью законченные украшения можно делать ткачеством, но и отдельные детали, элементы для более сложных по дизайну украшений.

В процессе разработки приемов работы со станочным ткачеством мне показалось интересным усложнить задачу, и использовать нити основы не для подвесок, как обычно принято в ткачестве, а для соединения полотен украшения между собой в свободном стиле. Задача усложнялась еще и тем, что нужно было соединить детали с первого же раза, не допуская необходимости распускания и переделки выполненного, так как это могло привести к повреждению нитей основы, и потому, возможно, гибели тканого полотна. Так появилось колье «Зоря-Зоряница» — одно из самых любимых моих украшений, несущее колоссальное семантическое значение:

Заря (Зоря, Зоря-Зоряница, Дева Зоря, Дива, Дивия) — богиня зари, языческое божество, сестра Солнца, «зашивающая раны кровавые» и расстилающая свою розовую фату над всем миром, пробуждая его ото сна.

Прекрасная дева Заря в народных славянских заговорах восседает на чудесном алатырь-камне, который в славянской мифологии был не чем иным, как метафорой ясного солнца, посылающего на землю и тепло, и свет. В колье «Зоря-Зоряница» для символизации алатырь-камня мной был выбран розовый (для подчеркивания утренних, нежных красок зари) кварц неправильной, яйцевидной формы. В древности яйцу придавалось магическое значение. Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом как символом жизни, обновления, как источником происхождения всего, что существует в этом мире. С древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, — иными словами, перехода из небытия в бытие. Когда-то было принято подносить яйцо как простой малый дар языческим богам, дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день Нового года и в день рождения. Итак, Солнце, и яйцо — символ Солнца, символ появления жизни, и Зоря — сестра Солнца, символизирующая пору появления Солнца. Языческое божество, и малый дар, принятый для подношения языческим божествам.

Утренняя заря — пора появления, воскрешения солнца, и это время считалось у славян временем добрым и благоприятным для совершения любых начинаний. Замечу, что Утренняя и Вечерняя Заря в славянской мифологии нередко различались, и Вечерняя Заря (а краски вечерней зари, закатные сполохи, конечно, намного ярче зари утренней, особенно времени самого начала восхода солнца) символизировала пору умирания Солнца, ухода его на покой, а с ним и как бы всей жизни. Вот потому-то и краски, выбранные мной для этого колье, не яркие, но нежные, краски ранней Утренней Зари, самого начала восхода Солнца.

 

Комплект «Зоря-Зоряница» — колье и клипсы.
Материалы: Бисер чешский, бисер рубленый чешский, рубленый бисер харьковского производства, чешские граненые бусины, бусины «кошачий глаз», осколки розовый кварц, осколки горный хрусталь, розовый кварц каплевидной формы.
Техники бисероплетения: Станочное ткачество, мозаичное низание, ажурное плетение, freeform.




Комплект «Зоря-Зоряница»



Светлеет небо над ветвями деревьев, и проснувшиеся первыми птицы пробуют свои голоса... По краю небосвода разливаются нежнейшие розовые, перламутровые и золотые краски — это расстилает по небу свою нетленную розовую Пелену, прогоняющую всякое зло, Дева-Зоря... И вот уже первые лучи Солнца зажигают радужные огоньки в хрустальных капельках росы на лепестках остро и свежо пахнущих белых цветов в венке Зори-Зоряницы...
Утро Доброе!

 

Следующее колье было сделано по такому же принципу применения станочного ткачества для изготовления только элементов колье. Прочие детали выполнены в различных других техниках.

 

Колье «Каменный цветок».
Материалы: Бисер чешский, чешские граненые бусины, кабошон малахит, бусины малахит.
Техники бисероплетения: Станочное ткачество, оплетение кабошона, мозаичное низание, мозаичный шнур, цепочка в крестик.

 


Колье «Каменный цветок»


...И вот подвела та девица Данилушку к большой полянке. Земля тут как простая глина, а по ней кусты черные, как бархат. На этих кустах
большие зеленые колокольцы малахитовы и в каждом сурьмяная звездочка.
(П.Бажов «Каменный цветок»)

Нити основы могут использоваться не только для подвесок или соединения частей колье, но и для плетения ажурной сетки для последующей расшивки по основе. Интересный эффект достигается расшиванием сетки тем же бисером, из которого ткались элементы основы колье. Этот прием я применила в колье из комплекта «Весна-рукодельница».


Комплект «Весна-рукодельница» — колье и браслет (коллекция «Весна таинственная».
Материалы: Бисер чешский, скол аметист, скол раух-топаз, скол малахит, бусины «кошачий глаз».
Техники бисероплетения: Станочное ткачество, ажурное низание, вышивка по ажурной сетке, подвески кораллы.

 

 

Комплект «Весна-рукодельница»
Коллекция «Весна таинственная»

 

Ручное ткачество — имитация станочного ткачества. Я предпочитаю ручное ткачество для оплетения объёмных сувениров — пасхальных яиц, а также для выполнения небольших работ, где получается менее трудоемко выполнить всю работу ручным ткачеством, чем потратить много времени на кропотливую заделку нитей основы.


Кулон «Дикси» (по фото гобелена «Савраска» Кадобновой Г.А.).
Материалы: Бисер чешский.
Техники бисероплетения: Ручное ткачество, параллельное плетение, ажурная цепочка.


Кулон «Дикси»
(по фото гобелена «Савраска» Кадобновой Г.А.)

Тихо в чаще можжевеля по обрыву
Осень — рыжая кобыла — чешет гриву
(С.Есенин)

Эксперименты экспериментами, но время от времени, выполняя заказы, я возвращаюсь к традиционным формам герданов, используя различные цветовые сочетания. И работа с этническими герданами по-прежнему доставляет мне массу эстетического удовольствия.

 

Гердан-классик «Весенний Киев».
Материалы: Бисер чешский, бисер японский.
Техники бисероплетения: Станочное ткачество, низание.
В работе использован орнамент старинной украинской вышивки.



Гердан-классик «Весенний Киев»



Гердан «Весенний Киев».
Материалы: Бисер чешский, бисер японский.
Техники бисероплетения: Станочное ткачество, низание.
В работе использован орнамент старинной украинской вышивки.

Гердан «Весенний Киев»


Пояс «Весенний Киев».
Материалы: Бисер чешский, бисер японский.
Техники бисероплетения: Станочное ткачество, низание.
В работе использован орнамент старинной украинской вышивки.



Пояс «Весенний Киев»

 

Применение и станочного и ручного ткачества при создании герданов делает возможным выплетать необычные формы края. Такой прием эффективен и в классических формах герданов, и в свободном стиле, сочетаемом со станочным ткачеством.

 

Гердан «Златошвейный».
Материалы: Бисер чешский, натуральный жемчуг.
Техники бисероплетения: Станочное ткачество, ручное ткачество.
В работе использован орнамент северной вышивки.


Гердан «Златошвейный»

 

Гердан «Июль — макушка лета» (коллекция «Времена года»).
Материалы: Бисер чешский, бисер японский, кабошон сардоникс.
Техники бисероплетения: Станочное ткачество, ручное ткачество, оплетение кабошона, freeform.
В работе использован орнамент северной вышивки.



Гердан «Июль — макушка лета»
Коллекция «Времена года»

 

Июль — др.рус. — червень, страдник, сенозарник, липец, грозовик, жарник, серпень; белор. и польск. — липень; литов. — лиепас. Июль - макушка лета, декабрь — шапка зимы. Всем лето пригоже, да макушка лета тяжела.


Кулон-зеркало «Июльский зной».
Материалы: Бисер чешский, квадратное зеркало под оплетение.
Техники бисероплетения: Ручное ткачество, оплетение зеркала в крестик, подвески.
В работе использован орнамент северной вышивки.



Кулон-зеркало «Июльский зной»

 

А в этой работе я применила идею, позаимствованную мною у Наталии Хоун — замечательного ювелира из Канады (веб-сайт http://nataliakhon.com/). Правда, в отличие от Наталии, делавшей броши к бисерным изделиям самостоятельно, я, в силу отсутствия ювелирных умений и навыков, использовала уже готовую брошь, но получилось тоже вполне интересно.


Колье-чокер «Одалиска».
Материалы: Бисер чешский, брошь производства Чехия.
Техники бисероплетения: Станочное ткачество, ажурное плетение.
В работе использован орнамент северной вышивки.

 

Колье-чокер «Одалиска»

 

Этому гердану повезло с путешествиями гораздо больше, чем мне, его создательнице. В 2008 году он попал в США, и не просто в США, а в финал конкурса Bead International 2008! А в 2009 году этот гердан допутешествовал до выставки в Париже! И это все благодаря потрясающему дизайнеру бисероплетения и замечательному человеку большой и щедрой души — Татьяне ван Итен!


Гердан «Вышиванка».
Материалы: Бисер чешский.
Техники бисероплетения: Станочное ткачество, ажурное плетение.
В работе использован орнамент старинной украинской вышивки.

 


Гердан «Вышиванка»

 

Комплект «Гуцульский» — гердан и пояс.
Материалы: Бисер чешский, бусины коралловые.
Техники бисероплетения: Станочное ткачество, ажурное плетение, мозаичное плетение.
В работе использован орнамент старинной украинской вышивки.


Комплект «Гуцульский»

 

Гердан «Гуцулочка».
Материалы: Бисер чешский, бусины коралловые.
Техники бисероплетения: Станочное ткачество, мозаичное плетение.
В работе использован орнамент старинной украинской вышивки.

 


Гердан «Гуцулочка»

 

Гердан «Слобожанский».
Материалы: Бисер чешский.
Техники бисероплетения: Станочное ткачество, ажурное плетение, низание.
В работе использован орнамент старинной украинской вышивки.



Гердан «Слобожанский»

 

Станочным ткачеством также можно изготавливать и небольшие по размеру украшения — браслеты, и как в комплект к герданам, и как самостоятельные украшения.


Браслет «Рушничок с прошивкой».
Материалы: Бисер чешский, стеклярус чешский.
Техники бисероплетения: Станочное ткачество.
В работе использован орнамент старинной украинской вышивки.

Браслет «Рушничок с прошивкой»



Браслеты для часов.
Материалы: Бисер чешский.
Техники бисероплетения: Станочное ткачество, низание.
В некоторых работах использованы орнаменты старинных украинских вышивок.




Браслет для часов

 


Браслет «Оберег».
Материалы: Бисер чешский, дерево.
Техники бисероплетения: Станочное ткачество, низание.
В работе использован орнамент старинной украинской вышивки.



Браслет «Оберег»


{odnaknopka}